ЛИЧНОСТНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ НА УРОВНЕ УБЕЖДЕНИЙ И ЦЕННОСТЕЙ.

«…Для обычного человека мир кажется странным своим свойством либо нагонять скуку, либо быть с ним не в ладах. Для воина мир странен, потому что он огромен, устрашающ, таинствен, непостижим. Воин должен с полной ответственностью отнестись к своему пребыванию здесь — в этом чудесном мире, сейчас — в это чудесное время…»

К. Кастанеда

«Путешествие в Икстлан»

«…Наши убеждения относительно самих себя и своих возможностей в окружающем мире неизменно и в значительной мере влияют на всю нашу повседневную деятельность. У каждого есть убеждения, служащие ресурсом, и наряду с этим – убеждения, сдерживающие движение вперед…

Утверждают, что изменение убеждений напоминают рецепт жаркого из тигра. Прежде всего, нужно добыть тигра – и здесь могут возникнуть определенные трудности! В остальном же — ничуть не сложнее, чем жаркое из кролика…»

Р. Дилтс

«Изменение убеждений

с помощью НЛП»

«…Когда вы подходите к перекрестку, любое решение о новом направлении является всего лишь миражом, летящим на крыльях времени… однако может ли кто-то из вас действительно позволить себе воспользоваться этим шансом?…»

Искренне, насколько можно,

Ричард Бэндлер.

Убеждения.

Убеждения – это то, что мы считаем правдой в отношении себя и наших взаимоотношений с окружающим миром. Наши убеждения определяют, что мы считаем возможным, невозможным, необходимым или неизбежным.

1. Убеждения – это генерализации в отношении причин, смыслов и границ.

2. Убеждения имеют две грани. Они позволяют нам справляться с огромным разнообразием опыта, давая рамку, которая помогает нам быстро реагировать на то, что происходит в жизни. Они, также, могут создавать фильтры, не полезные для нас, поскольку основаны на ошибочных предпосылках или устарелых оценках, которые когда то были ценными, но теперь уже не соответствуют нашим выросшим личностям.

3. Убеждения находятся на различных уровнях сознания. Наиболее глубокие убеждения в отношении себя и мира обычно формируются в ранней жизни. Часто они забываются на сознательном уровне, но продолжают влиять на нас косвенно и через вторичные убеждения, сформированные на их основе, через эмоциональные и поведенческие ответы, возникающие при их активации.

4. Убеждения – это генерализации. Они представляют собой оценки, сформированные по отношению к каким-то доказательствам, к которым могут добавиться различные причины – такие как форматирующие переживания или предсуществующие убеждения. Убеждения поддерживают ценности в нашей жизни. Наши убеждения имеют поведенческие и физиологические эффекты в нашей жизни.

5. Вот некоторые индикаторы того, что убеждения активизированы в человеческом опыте:

· Физиологические ответы, указывающие на эмоциональную вовлеченность и активации автономной нервной системы. (Изменения цвета кожи, дыхания, деятельности сердца, эмоциональные силы голоса, тона, темпа, громкости)

· Модальные операторы языка, говорящие о возможности, необходимости, универсальные числительные, причинно-следственные связи, комплексный эквивалент и т.д.

Три группы часто встречающихся ограничивающих убеждений.

1. Безнадежность.

Убеждение в том, что желаемая цель не может быть достигнута, несмотря на имеющиеся у человека способности. Безнадежность возникает тогда, когда человек не верит в то, что желаемая цель вообще достижима. «Что бы я ни сделал, то, чего я хочу, недостижимо. Это не в моей власти. Я жертва».

2. Беспомощность.

Убеждение человека в том, что достижение желаемого результата возможно, но он не обладает необходимыми для этого способностями. Беспомощность возникает тогда, когда человек может даже верить в то, что результат достижим, но не верит в то, что он сам способен на это. «Это возможно для других, но не для меня. Я не способен на это, мне этого не потянуть.»

3. Бесполезность.

Убеждение в том, что человек не заслуживает того результата, который желает, потому что совершил (не совершил) что-то или потому, что с ним что-то не так. Бесполезность возникает, если даже человек верит в то, что цель достижима, и он способен ее достичь, но он считает, что недостоин этой цели. «Я недостоин быть счастливым и здоровым. Что-то главное и важное во мне неправильно, и я заслужил эти страдания.»


Трудности при определении ограничивающих убеждений.

1. «Дымовая завеса» — стремление затушевывать негативные впечатления или полностью выкинуть их из головы.

2. «Красная селедка» — следование за вводящими в заблуждение или не относящимися к делу подсказками или ответами.

3. «Рыба во сне» — перенос Ваших собственных убеждений на поведение другого человека.

4. «Критическая масса» — упущение из виду того факта, что в систему убеждений входят многочисленные причины и убеждения.

«…используйте процедуру формирования убеждений и отмечайте то место, где Вы наткнетесь на тупик или сопротивление. Например, когда Ваш партнер сокрушенно заявляет: «Я не знаю, что останавливает меня», будьте уверены, что Вы все делаете правильно. Другими заявлениями, которые указывают на то, что Вы попали в тупик, являются следующие:

«Это кажется безумным, но…»

«Это не имеет никакого смысла, но…»

«Это на меня совсем не похоже. Я не понимаю этого.»

«Я просто не могу.»

«Я знаю, что в этом нет никакой логики, но…»

Способы выявления ограничивающих убеждений.

  1. Определение актуального контекста

В какой ситуации вашей жизни вы бы хотели осуществить изменения? Что именно в своей жизни вы бы хотели изменить? Какую ситуацию в своей жизни вы бы хотели изменить?

  1. Прояснение желаемого процесса

Что бы вы в этой ситуации сделали, если бы были уверены, что сможете это сделать? Что бы вы в этой ситуации перестали бы делать, если бы были уверены, что это делать необязательно?

  1. Подтверждение

Т. е. Вы хотите это?

  1. Определение желаемого убеждения

В чем вам необходимо быть уверенным, чтобы в этой ситуации сделать это?

  1. Подтверждение

Правильно ли я понимаю, что если в этой ситуации, вы были бы уверены, что можете это сделать, то вы действительно это сделали бы? Т. е. Вам необходимо быть уверенным в этом?

  1. Выявление ограничивающего убеждения

Уверенность в чем именно, вам необходимо заменить, на уверенность в этом, чтобы сделать это? Вместо чего вам необходимо быть уверенным в этом, чтобы сделать это?

  1. Подтверждение

Т. е. Если я вас правильно понял, вы сейчас уверены в этом?

Трансформация ограничивающих убеждений.

1. Определение и ознакомление с позитивными намерениями.

2. Определение любых невысказанных или бессознательных пресуппозиций или заключений относительно убеждения.

3. Расширение восприятия причинно-следственных связей, связанных с убеждением.

4. Создание «как бы»-информации с учетом альтернатив для выполнения позитивных намерений или причин ограничивающего убеждения.

5. Прояснение ключевых взаимоотношений, которые очерчивают наше ощущение миссии или причины, и получение позитивной поддержки на уровне идентичности.

Стратегия превращения неудачи в обратную связь.

1. Определите проблемное отношение или убеждение.

· Пронаблюдайте за мимико-физиологическими проявлениями и положением глаз, ассоциированными с этим убеждением.

· Выясните, что происходит внутри каждой из репрезентативных систем (VAK), когда убеждение активируется.

2. Разделите синестезию VAK, расположив каждую сенсорную репрезентацию в «обычное для НЛП» положение глазных ключей доступа.

3. Посмотрите вверх и вправо (в Vc) и представьте желаемую цель/позицию/убеждение. Проверьте коммуникацию (позитивное намерение) испытываемого чувства (самого по себе) и слов (самих по себе) по отношению к намеченной цели, в отличие от памяти о прошлом.

4. Посмотрите на картины воспоминаний, ассоциирующихся с убеждением, и постройте более реалистичную перспективу всей ситуации, объединив положительные воспоминания с воспоминаниями о проблеме так, чтобы они располагались на Вашей линии жизни в нужной временной последовательности.

· Посмотрите как воспоминания, бывшие неприятными раньше, могут на самом деле дать позитивную обратную связь, которая может вести Вас прямо к намеченной цели.

· Вы можете даже модифицировать свою цель, основываясь на том, что Вы выучили из наблюдений за воспоминаниями.

· Убедитесь, что Вы можете видеть шаги, которые соединяют воспоминания и намеченную цель.

5. Определите позитивное ресурсное референтное переживание, то есть что-то, что Вы наверняка достигнете в будущем.

· Поставьте якорь на это переживание.

· Сделайте субмодальности VAK намеченной цели такими же, как у позитивного референтного переживания.

· Запустите поставленный якорь в то время, когда Вы смотрите на намеченную цель.

Лимитирующая синестезия Ресурсная синестезия

Оставить комментарий